Хоровое пение https://ekklezia.ru Tue, 19 Nov 2019 06:31:41 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Питер отличился рекордным исполнением гимна https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/65-piter-otlichilsya-rekordnym-ispolneniem-gimna.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/65-piter-otlichilsya-rekordnym-ispolneniem-gimna.html ]]> admin@ekklezia.ru (Павел) Хоровое пение Mon, 02 Sep 2019 08:27:37 +0000 О ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЯХ https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/64-o-gendernykh-razlichiyakh.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/64-o-gendernykh-razlichiyakh.html

… Выгуляв щенка, я поспешила домой – люблю морозное утречко и кофе. В квартире было тише, чем обычно в это время. Дети должны были уже проснуться и привычно переругиваться. Проспали, небось.

Щенок со мной не согласилась – инстинкт подсказывал ей, что надо бежать проверять. Скрипя старыми паркетинами, не дышу, захожу сначала в свою комнату, где обычно досыпает дочь. Попутно отмечаю, что следов борьбы нет. Маленькая девочка на очень большой кровати лежит по диагонали, раскинув руки и ноги морской звездой. Живая. Всхлипывая и дрожа, как бывает после массивной истерики. Глаза-озера смотрят в потолок, не моргая. Уши полны натекшей из глаз воды. Сглотнув, я спрашиваю шопотом: «Что?!». Дрожа и икая, сипло и отчаянно: «Кыыаааалготык розовых нету!!!»
Тьфу ты ну ты! Иду и нахожу эти самые колготки, сую дочери, иду проверять сына, с какой-то дурацкой мыслью – лишь бы не про колготки. Мальчик лежит прямо, сложив руки на груди по-покойницки. Глаза в потолок. Не моргает. Дышит. Подавив междометие, даю волю голосовым модуляциям:
- Ну а ты-то что?!
Медленно он произносит текст, который выдает в нем ценителя русской литературы:
- Маменька… вот проснусь я бывалоча и все думаю и никак надуматься не могу…
- О чем же ты думаешь, отроча младо?
- Зачем ВСЁ?
Щенок оказалась мудрой – вылизав руки детей, ибо щенков надо гладить чистыми руками – пошла варить кофе и готовить завтрак.

Инструкция по выживанию. Как часто в своей клиросной практике не хочется думать половых различиях, а надо бы. Нет, не на уровне только лишь обывательской психологии. Мозг действительно работает по-разному, о чем защищают диссертации и пишут в журналах разных форматов, благодаря чтению в интернете которых дает мне возможность с умным видом писать пункты ниже.

1. МНОГОЗАДАЧНОСТЬ. Мужчина решает задачи последовательно. Это женщина может одной рукой копаться в папке с нотами, другой открывать приложение Ирмология, ногой включать обогреватель, правым глазом следя за каждением, а левым упрекать баса в неверности тонике, при этом петь и думать, выключила ли утюг. Надо запомнить раз и навсегда, что певчему мужчине бесполезно шипеть во время кафизм, что в прошлый раз он спел кварту вместо квинты, тем самым внес лепту в современные гармонизации старинных напевов Песни Богородицы, но сегодня это делать не нужно. Он все выполнит, но только здесь и сейчас. Цепочку указаний на несколько действий он не осилит. Конечно, он не признается в этом, будет смотреть изподлобья, считать баб дурами, себя мнить мучеником феминизма и хотеть выпить. Поэтому если у регента нет возможности вычищать помарки на спевках, имеет смысл ткнуть пальцем в прошлую ошибку четко перед исполнением произведения, иначе певчий сначала зависнет, а к нужному моменту просто забудет.


2. РИСКИ. Женщина из-за своей универсальности вечно подстраховывается, работает на опережение, предотвращение фиаско, и в конечном счете «летает, но низенько». Исторически ее мозг работает на сохранение того, что есть, а не исследование, добычу и изобретение. Поэтому она чаще предложит «крепкий обиход» и будет мусолить на спевках новое произведение под видом оттачивания нюансов, а не ставить его с листа на службе. Не нюансы ее волнуют, а уверенность, что «всё нормально».Я не встречала ни одного регента-мужчину, который бы перестраивался и подстраивался под певчих во время службы, он не будет менять репертуар, потому что сопрано сипит, а тенор «после вчерашнего». А если все-таки поменяет, то это будет страдание короля Лира. И как ни странно, такое упорство дает лучший результат, рано или поздно сопрано перестает сипеть, а тенор умрет, но споёт свое ре-сольдиез-ля-до в любом состоянии. Впрочем, "или пан, или пропал" подразумевает и второй результат.
Меня поразили певчие Геннадия Никифоровича Лапаева. Утро, конец Литургии, псалом. То есть то время, когда все наконец распелись и расслабились. «Чуть не забыл, сегодня ночью написал…» - говорит регент, и достает сложенный листок рукописных нот, написанных карандашом. И ведь поют не моргнув глазом, да хоть пять знаков при ключе и сплошные шестнадцатые…
Мужчина идет ва-банк, женщина стелит соломку. В такой особенности есть огромный плюс: не женщины, а мужчины умеют быть Мастерами ремесла. Мужчина расплачивается за мастерство дисбалансом в других делах, женщина «и швец, и жнец и на дуде игрец» - делает всё, не достигая пика мастерства. Зато спокойнее.

3. ПРИОРИТЕТЫ. У гендеров разная шкала оценки задач. Женщина в первую голову делает то, что ей важно по времени, при этом все остальные дела того же уровня ценности, просто их можно отложить (то есть формула 25+25+25+25 = 100, причем закон о перестановке слагаемых может работать, может не работать, по обстоятельствам). А мужчина взвешивает, какое дело главное, а какое второстепенное. Он сделает то, что ему важно, забивая на остальное (формула 50+30+10+5+3+2, перестановка слагаемых вызывает извержение вулкана). Поэтому мужчины считают женщин поверхностными, слишком много времени у них уходит на пустяки. В клиросной работе это особенно бросается в глаза в работе с певчими-любителями в мужском хоре. Они же ВЫУЧИЛИ ноты? Выучили. Всё, главное сделано. Они не понимают, что для регента-женщины знание партии и чистота интонации важны одинаково. Я повторюсь, что речь о любителях.

4. ПАМЯТЬ. Женщинам нужны ассоциации. И чувства. У них чувство и мысль связаны. Поэтому они понимают, что воздушно – это воздушно, они любят объяснения типа «дайте возможность гармонии сделать свое дело, раскройте ее чистотой интонации, рисуйте музыку акварелью». Мужчинам нужна конкретика, у них чувство и мысль/дело в разное время происходит. Они запоминают суть, а не детали (кстати, немузыканты термин «выше» или «ниже» не понимают, а «толще» и «тоньше» - да). Если можно сказать двумя словами – надо учиться говорить двумя словами. Не гони, пой громче, торжественнее, ровнее, тише, солиднее, спокойнее, быстрее и тд тп. Им этого достаточно. Женщина существо вербальное, ей непременно надо поговорить, ей трудно ограничивать свою речь, но надо, сестро, надо! Это не значит, что мужчины-музыканты не в состоянии оперировать многообразием словесных описаний. Некоторые достигли в этом высот, но если поставить перед собой задачу сравнения исполнения одного и того же классического произведения, то обнаруживается следующее: женщина передает свои чувства через музыку, а мужчина – напряженно думает даже во время казалось бы эмоционального выступления. Причем меньше всего о том, как он выглядит. Его забеспокоит собственная внешность, только если фрак жмет, а барышня может весь номер любоваться собой, или наоборот завалить его, потому что не смогла отцепиться от мысли о порванных колготках. По детям-вокалистам это видно особенно ярко: девочка показывает себя, мальчик – рассказывает историю.

И все-таки психология...
5. ДОЛГ И ЖЕЛАНИЕ. Тысячи людей ежедневно бьются на эту тему. Я мало добавлю, и то, что напишу дальше - это мои наблюдения, а не выводы. У мужчин нет чувства долга. И даже армейское и патриотическое - это не чувство. Это просто логика. Мужчина должен только тогда, когда он решил, что должен.
Поэтому мужчин надо заманивать. Лучше всего они заманиваются на дензнаки и корм. Если нет ни того, ни другого, то они ведутся на любопытство. Пока певчему-любителю интересно, и ничто его не отвлекает (вот оно, самое большое слагаемое, см. формулу) - он будет приходить и даже разучивать гласы. Пока он считает, что важнее подготовиться к Празднику, чем чинить стиральную машину - он будет на клиросе. Бесполезно его попрекать, что он должен вовремя сообщать, если не придет на спевку. Потому что он придет на нее тогда, когда захочет, а не потому что ему сказал регент. Самый аншлаг и лучшие моменты в моей "командировке" - это дни Великого поста. Хор "Подкаблучник" радовал прихожан и радовался сам. С такой мощной артиллерией мы задавили неприятие отцом настоятелем и знаменного распева, и научились держать исон для византийских произведений: спорить с полвзвода он не стал. К тому же еще в первые дни моей работы батюшка зря обронил "знаменный распев - ну это разве что для поста", а тут такая оказия случилась, уже не возразишь. Всё это счастье кончилось на Вознесение. Пару человек дотянули до Троицы. Конечно, я уверена, что дело во мне – я не умею хвалить убедительно, упрекаю уныло, мне кажется, что выразительное молчание лучше многословия, я совсем забыла, как говорила моя мама «ты молчишь так, что хочется убить или сбежать из дома». Мне так тяжело принять отсутствие чувства долга, что я всякий раз отчаиваюсь. Мне так много хотелось сделать с мужским составом, что я напрочь забыла о всех пунктах, написанных выше. Я так и не смогла понять и принять, как можно пообещать прийти на Престол, и не только не прийти, но даже не предупредить. А после этого еще и фыркать, что на клиросе поет «не пойми кто». Но… мои дорогие мальчики, мои ровесники, простите меня. Меньше всего мне хотелось манипулировать вашими религиозными чувствами, все мои устремления были – показать вам, как это здорово – петь на клиросе. Петь вместе. Петь Богу. Я не взывала к вашей совести, я надеялась вас удержать чувством братства, и… проиграла. Я не научила вас быть командой. У вас свои комплексы, социальные обязанности, свои отношения между собой, с этим храмом, с настоятелем. Но я по-прежнему убеждена, что если бы захотел каждый из вас, Хор бы сложился...

]]>
admin@ekklezia.ru (Елизавета Розанова) Хоровое пение Mon, 02 Sep 2019 05:13:34 +0000
ЧТО ТАКОЕ ПРОКИМЕН И КАК ЕГО ВЫБИРАТЬ https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/63-chto-takoe-prokimen-i-kak-ego-vybirat.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/63-chto-takoe-prokimen-i-kak-ego-vybirat.html ЧТО ТАКОЕ ПРОКИМЕН И КАК ЕГО ВЫБИРАТЬ

ПРОКИМЕН- (греч. προκείμενος - «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, - а хор вторит ему.
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его — какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)

«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» — все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

В богослужении суточного круга, т.е. на вечерне, утрени, литургии, как правило, используются тексты из двух источников: Октоиха и Минеи.
Октоих - это службы, привязанные к дням недели (Воскресение Христово вспоминаем в воскресенье, Небесные силы - в понедельник, Иоанна Предтечу - во вторник, Крест и Богородицу в среду и Пятницу, апостолов и свт. Николая в четверг, всех святых - в субботу). Есть восемь "комплектов" таких служб, причем для пения каждого из них есть восемь мелодий - гласов. Идут они друг за другом, начинаясь с Фоминой недели - и до Страстной.

Как правильно выбирать прокимен ????

Минея (от слова месяц) - сборник служб святым и праздникам, привязанных к конкретному дню года.

Если мы говорим о чтении Апостола, то есть три простых (и более - сложных) ситуации:
1. Святому не назначена особо торжественная служба, и, соответственно, в его честь не читается Апостол (и Евангелие, конечно). Тогда читается только одно, "рядовое" зачало из Апостола. Рядовое - потому, что они идут подряд, день за днем, начиная с первого зачала Деяний в день Пасхи, и заканчивая Соборными посланиями. Скажем, во вторник читается 211 зачало, а в среду - 212-е.
Как в таком случае выбрать прокимен и аллилуарий.
Открываем в Апостоле (в конце книги, предпоследние страницы)"Прокимны, аллилуарии и причастны дневные", вспоминаем, какой сегодня день недели, закладываем и читаем. От номера гласа здесь ничего не зависит, каждый понедельник читаем "Творяй ангелы Своя духи". Да, надо обратить внимание на то, что глас прокимна и аллилуария может не совпадать, сам же глас указан сразу после слова "прокимен" буквой с титлом, для понедельника это четвертый глас и буква "д"; аллилуарий же пятого гласа ("е")
Если день недели оказался воскресеньем, то задача становится немного сложнее. Переворачиваем пару страниц назад, находим "Прокимны и аллилуарии воскресные осьми гласов", смотрим в календаре, какой сегодня глас, находим нужный, закладываем, читаем. Прокимен и аллилуарий будут того самого гласа, который указан в календаре.

2. Большой праздник, служится всенощное бдение.
В таком случае тоже будет читаться один Апостол и один прокимен. Вот, ближайший случай - в субботу будет Успение. Здесь никаких дневных прокимнов читаться не будет, только Богородице. Порядок действий такой: открываем в Апостоле "Сборник двенадцати месяцев" (это как раз выдержки из Минеи), который размещен в конце Апостола, сразу за ним - воскресные прокимны, находим нужный нам день (помним, что год начинается с сентября, а стиль - старый), находим августа 15-е число (слева на поле "ιe"), видим и прокимен, и какое зачало читать, и аллилуарий.

3. Назначено два зачала из Апостола, дневное, оно же рядовое, и святому. Тогда находим рядовой прокимен, как сказано в пункте 1, и прокимен святому, как сказано в пункте два. В том случае, если для святого прокимен не указан, то ищем его в списке общих прокимнов святым, он идет за дневными прокимнами. Т.е. если мы совершаем завтра память пророка Михея, то находим слова "Служба святым пророкам обща", и берем прокимен и аллилуарий оттуда.
Субботний день имеет особенность: сначала читается прокимен, Апостол и аллилуарий святому, затем - дневной.

Есть особенности и у нынешнего периода, сейчас идут почти подряд двунадесятые праздники, которые имеют день предпразднства и несколько дней попразднства.
Что бы не запутаться, лучше сверяться с Богослужебными указаниями, но общее правило такое: в день предпразднства (если он не воскресный) читается только прокимен святого, в дни попразднства (не воскресные) дневной прокимен заменяется прокимном прошедшего праздника

]]>
admin@ekklezia.ru (Павел) Для начинающих регентов и уставщиков Sun, 01 Sep 2019 04:20:06 +0000
ИРИНА БОЛДЫШЕВА - О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/60-irina-boldysheva-o-tserkovnom-penii.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/60-irina-boldysheva-o-tserkovnom-penii.html

В программе "Радость моя" в гостях у В. Д. Ирзабекова - Ирина Валентиновна Болдышева, руководитель детско-юношеской хоровой школы во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Гостья рассказывает о хоре, которым она руководит.

]]>
admin@ekklezia.ru (Павел) Хоровое пение Fri, 30 Aug 2019 15:25:30 +0000