Православный хор объединяет всех людей https://ekklezia.ru Sat, 15 Aug 2020 16:06:58 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru НЕ ВЕРЮ! ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ЗАБЕЛИН И ВОЛХВ ОЛЕГ ФЕДОРОВ https://ekklezia.ru/stati/obo-vsem/item/102-ne-veryu-ierej-aleksij-zabelin-i-volkhv-oleg-fedorov.html https://ekklezia.ru/stati/obo-vsem/item/102-ne-veryu-ierej-aleksij-zabelin-i-volkhv-oleg-fedorov.html ]]> admin@ekklezia.ru (Регент) Обо всем Sat, 15 Aug 2020 11:51:39 +0000 Мастер-класс Владимира Минина / Master Class with Vladimir Minin https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/101-master-klass-vladimira-minina-master-class-with-vladimir-minin.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/101-master-klass-vladimira-minina-master-class-with-vladimir-minin.html

Фестиваль МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ОНЛАЙН Мастер-класс Владимира Минина 17 декабря 2019 | Мастер-класс | МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ Дата трансляции: Вторник, 07 апреля 2020, 19:00 ПРОГРАММА Мастер-класс Владимира Минина Интерпретация произведения. Методика работы с хором на примере произведения Георгия Свиридова «Любовь святая» из музыки к трагедии А.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» УЧАСТНИКИ Владимир Минин Художественный руководитель Московского камерного хора, Народный артист СССР

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Хоровое сольфеджио Fri, 14 Aug 2020 15:05:37 +0000
Часослов https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/99-chasoslov.html https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/99-chasoslov.html Часослов

Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом,– это полунощница, часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, с междочасиями их, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга эта и получила свое название.

По различию дней праздничных, постных и т. д. службы бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава. Например, есть полунощница вседневная, субботняя и недельная (воскресная). Кроме утрени вседневной, есть особая, пасхальная. Помимо трипсалмных вседневных часов есть особые часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий пяток и в Пасху. Есть вечерня великая и малая, повечерие великое и малое.

В Часослове есть дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, присоединяемые к службам суточного круга. Это утренние молитвы, так как они должны читаться после полунощницы; последование возвышения панагии (с греч. – «всесвятая»; хлеб в честь Божией Матери); благословение трáпезы; канон Богородице монаха Феостирикта, который положено читать в храме после великого повечерия; молитвы на сон грядущим.

Так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения для удобства также прилагаются к Часослову. Это тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению седмичного круга – для дней воскресных и седмичных и к богослужению годичного круга – для дней подвижных и неподвижных.

Для певцов к Часослову приложен Месяцеслов. При нем бывают краткие жития святых и сказания о праздниках, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания и указания чтений из Апостола. Чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, присоединяются также Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник печатаются также в Типиконе и Псалтири следованной.

Часослов в таком составе называется великим, или иногда большим.

Часослов малый является сокращением последнего. Часослов малый употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении в храме служб: повечерия, полунощницы, часов, для которых нет молитвословий в Служебнике, а также при совершении богослужения вне храма. Потому в Часослове малом находится вкратце устав, что́ и как отправлять в дни, например, поста и т. д.

Изменяемые молитвословия для Божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах. К изменяемым молитвословиям относятся: на вечерне – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, тропари по «Нынче отпущаеши»; на повечерии – канон; на полунощнице – канон и ипакои΄; на утрене – тропари по «Бог Господь», седальны по кафизмах, канон, по 3-й песни которого бывает седален, по 6-й – кондак и икос, по 9-й – светилен или ексапостиларий, стихиры на «Хвалите», стихиры на стиховне; на часах – тропари и кондаки; на литургии – антифоны, тропари по входе, прокимны, аллилуиарии, задостойники, причастны.

В одних книгах находятся изменяемые молитвословия и песнопения дней седмичного круга богослужения, в других – для подвижных дней годичного круга, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит Октоих, ко вторым – Триоди постная и цветная, к третьим – Минеи месячные, Минея праздничная, Минея общая, к четвертым – Ирмологий.

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Богослужебный устав Thu, 13 Aug 2020 13:13:18 +0000
Служебник и Чиновник архиерейского священнослужения https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/98-sluzhebnik-i-chinovnik-arkhierejskogo-svyashchennosluzheniya.html https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/98-sluzhebnik-i-chinovnik-arkhierejskogo-svyashchennosluzheniya.html Служебник и Чиновник архиерейского священнослужения

Служебник получил название от того, что содержит Божественную службу литургии. Иногда он называется также Литургиарием.

В Православной Церкви совершаются три литургии: литургия святого Иоанна Златоуста, литургия святого Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Все они помещаются в Служебнике.

Чтобы священник и диакон знали, в какое время на вечерне и утрени им следует произносить те или другие молитвы в связи с молитвословиями и песнопениями, читаемыми и поемыми на клиросе, в Служебнике иногда пред последованием вечерни и утрени печатается «Устав священнослужения, сиречь (то есть), како служит диакон со священником в велицей вечерне и утрени». Этот устав печатается также в Типиконе (в 1-й и 2-й главах) и в Октоихе.

Кроме того, Служебник имеет еще дополнительную часть, которая содержит чины и молитвы, совершаемые вместе с службами суточного круга. Это – чин благословения ко́лива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне или литургии; чин над кутиею в память усопших, который совершается на литургии и на вечерне; чин литии по усопшим, бывающий по отпусте вечерни и утрени; молитвы по Причащении.

Для того, чтобы иерей и диакон по возможности могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике для удобства даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Сюда относятся отпу́сты вечерни, утрени и литургии, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. Поскольку же в отпустах дневных воспоминаются святые дня, в Служебнике печатается Месяцеслов (указатель по дням месяцев) святых. К Месяцеслову присоединяются из Миней месячных прокимны, аллилуиарии, причастны, которые имеют отношение к памятям святых и произносятся на службах священником или диаконом. После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуиарии и причастны из Триодей, Октоиха и Минеи общей.

В конце Служебника находится «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися».

Чиновник архиерейского священнослужения. Кроме рассмотренного Служебника, есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого и Преждеосвященных Даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейских служениях. Поскольку же за литургией, которую совершает архиерей, бывают посвящения в разные церковные степени, например во чтеца, диакона, священника, и поскольку архиерею принадлежит право освящения антиминсов, то в архиерейский Служебник внесены чины таких посвящений и освящения антиминсов. Архиерейский Служебник, как содержащий эти чины, не излагающиеся в других богослужебных книгах, и называется Чино́вником (в просторечии с другим ударением: Чиновни΄к).

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Богослужебный устав Wed, 12 Aug 2020 15:07:46 +0000
Богослужебные книги. Подробно https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/97-bogosluzhebnye-knigi-podrobno.html https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/97-bogosluzhebnye-knigi-podrobno.html Богослужебные книги. Подробно

Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, «Известие учительное»). Знание Устава богослужения, помимо духовного содержания богослужений, требует и знания содержания богослужебных книг, умения найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений.

При рассмотрении богослужебных книг прежде всего внимание останавливается на том, что во многих из них содержатся одни и те же службы. Например, последования утрени и вечерни есть в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минее и в других книгах. Между тем ни в одной из них не находим полной утрени и полной вечерни,– ни одна книга не заключает всех молитвословий и песнопений для этих служб. Эти молитвословия и песнопения непременно придется искать в нескольких книгах. Почему же молитвы и песнопения для одной службы находятся в разных богослужебных книгах? Причина в том, что в составе Божественных служб одно поется или читается постоянно, неизменно почти каждый день, другое же изменяется в разные дни седмицы и года. Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое – в одной книге так, чтобы в ней на каждый день вся церковная служба содержалась в полном составе, от начала до конца, практически неудобно, так как для изложения всех служб одного года в полном их составе потребовались бы сотни томов ввиду уставных изменений порядка богослужения. Изменяемым в составе богослужения называется то, что́ в какой-либо службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым – то, что́ неизменно на одной и той же службе. Например, на утрене великая ектения принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры – к изменяемым.

Изменения сообразуются с священными воспоминаниями, соединяющимися с днями седмицы и с числами месяцев года: семь дней в седмице и 365 дней в году. Перемены бывают в разные годы оттого, что в богослужении молитвословия дней седмицы соединяются с молитвословиями дней (чисел месяцев) года, дни года приходятся не на одни и те же дни седмицы в разные годы.

Кроме того, для некоторых годов потребовались бы особые тома еще и потому, что с неподвижными днями года совпадают подвижные праздники и дни богослужений. Неподвижными днями и праздниками называются те, которые бывают во все годы в одни числа, а подвижными – те, которые приходятся в разные годы не в одни и те же числа. Подвижные дни и праздники бывают круга седмичного и круга годового. Последние отстоят от дня Пасхи всегда на известное число дней и вместе с днем Пасхи переходят в разные годы на те или другие числа.

Поэтому в одних книгах, относящихся к общественному богослужению, изложены молитвословия, которые постоянно или чаще других читаются на известной Божественной службе. В других же книгах заключены молитвословия, изменяемые при богослужении, и притом в особых книгах, как для подвижных, так и для неподвижных дней.

Только службы частного богослужения (требы) совершаются большей частью по одной книге, главным образом по Требнику, где подряд излагается почти всё то, что на той или иной службе произносят иерей, диакон и чтец или певцы.

Книги, называемые Служебником и Часословом, заключают чины, последования и самые службы общественного богослужения, содержащие молитвословия неизменяемые.

В книгах богослужебных словом «последование» называется изложение или указание молитв только одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых. Одни последования содержат неизменяемые молитвословия, таковы в Служебнике и Часослове последования вечерни и утрени. Другие же заключают одни изменяемые молитвословия, таковы последования Триоди, Минеи, Типикона. Само название «последование» ('αγυθκαοιο – «следование», «порядок») произошло от того, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, поются, согласно Уставу, вслед за другими молитвами, которых нет в данном последовании, но которые находятся в других богослужебных книгах. Исключением служит весьма немного последований, в которых неизменяемые молитвы и песнопения соединяются с изменяемыми.

Слово «последование» прилагается и к одной службе, например «последование утрени», «последование вечерни» (Служебник, Часослов), и к нескольким службам дня. Так, например, говорится: «последование понедельника», «последование недели» (воскресенья), «последование святому», «последование празднику».

Словом «чин» в богослужебных книгах называется полное изложение или полное указание всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с обозначением их последовательности. Таков, например, в Служебнике чин Божественной литургии.

В книгах, которые относятся к частному богослужению, например в Требнике, слово «последование» иногда надписывается над молитвословиями и песнопениями богослужения, которое, по Уставу Церкви, должно следовать за другим богослужением. Так, последование Крещения следует за оглашением, последование обручения должно совершаться после литургии. Иногда в Требнике слово «последование» надписывается над изложением молитв и песнопений для богослужения более продолжительного, чем чин.

Словом «чинопоследование» озаглавливаются в богослужебных книгах те молитвословия и песнопения, к которым можно приложить слова и «чин», и «последование»: чин – потому, что здесь для известного богослужения изложены все молитвословия или весь порядок их; последование – по той причине, что данное богослужение должно следовать за другим или предшествовать другому. Так, в книге «Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» содержатся чины, которые, по Уставу, должны следовать за вечерней или предшествовать ей.

Словом «служба» называется и полный состав всякого отдельного богослужения, например вечерни или утрени, и полный состав всех богослужений, совершаемых в известный день. Но чаще всего этим словом называются все изменяемые молитвословия и песнопения для вечерни, утрени и прочих богослужений известного дня седмицы или числа месяца, и таким образом слово «служба» заменяет слово «восследование», «последование».

В Служебнике и Часослове, как сказано выше, содержатся неизменяемые, постоянные молитвословия и песнопения служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов (суточный круг). Для одних из этих служб излагаются молитвословия в обеих книгах – Служебнике и Часослове. Таковы службы вечерни и утрени. В Служебнике находятся молитвословия, произносимые за этими службами священником и диаконом, в Часослове – чтецом и певцами. По этим книгам на утрене или на вечерне священник в алтаре или на солее пред царскими вратами, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время. Например, на утрене чтец читает по Часослову шестопсалмие, в то же время священник тайно читает по Служебнику утренние молитвы. На вечерне, когда чтец читает по Часослову псалом предначинательный «Благослови, душé моя, Го́спода» (Пс. 103), священник по Служебнику читает молитвы, называемые светильничными.

Для некоторых из этих Божественных служб излагаются молитвословия в какой-либо одной книге: или в Служебнике, или в Часослове. Так, неизменяемые молитвословия литургии находятся в Служебнике (для певцов ее неизменяемые молитвословия печатаются в Ирмологии), а неизменяемые молитвословия часов, изобразительных, повечерия и полунощницы заключаются в Часослове. От содержания тех или иных преимущественно служб Служебник (литургия) и Часослов (часы) и носят свои названия.

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Богослужебный устав Wed, 12 Aug 2020 14:48:52 +0000
Богослужебные книги https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/96-bogosluzhebnye-knigi.html https://ekklezia.ru/stati/ustav/item/96-bogosluzhebnye-knigi.html Богослужебные книги

Богослуже́бные кни́ги– книги, используемые при совершени богослужений, условно разделяемые на две группы: 1) священно-богослужебные; 2) церковно-богослужебные.

 

К первой группе относятся книги, заимствованные из Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь.

Вторая группа объединяет книги, составленные отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания - Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.

Источник

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Богослужебный устав Mon, 10 Aug 2020 15:50:07 +0000
Песнопения на Божественной литургии (иностранные хоры, Валаамский монастырь) https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/95-pesnopeniya-na-bozhestvennoj-liturgii-inostrannye-khory-valaamskij-monastyr.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/item/95-pesnopeniya-na-bozhestvennoj-liturgii-inostrannye-khory-valaamskij-monastyr.html Песнопения на Божественной литургии (иностранные хоры, Валаамский монастырь)
]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Хоровое пение Fri, 31 Jul 2020 08:43:06 +0000
Антифоны Вознесения https://ekklezia.ru/khoru/triod-tsvetnaya/item/94-antifony-vozneseniya.html https://ekklezia.ru/khoru/triod-tsvetnaya/item/94-antifony-vozneseniya.html ]]> admin@ekklezia.ru (Регент) Вознесение Tue, 26 May 2020 22:18:41 +0000 Как выучить ноты. Некоторые рекомендации. https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/93-kak-vyuchit-noty-nekotorye-rekomendatsii.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/93-kak-vyuchit-noty-nekotorye-rekomendatsii.html

1. Хорошенько заучите и навсегда запомните порядок следования основных ступеней музыкального звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Вы должны легко и быстро называть вслух этот порядок в разных направлениях и способах движения:

  1. в прямом, или восходящем движении (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до);
  2. в противоположном, или нисходящем движении (до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до);
  3. в восходящем движении через одну ступень (до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.);
  4. в нисходящем движении через одну ступень (до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.);
  5. в восходящем и нисходящем движении через две ступени (до-фа, ре-соль, ми-ля и т.д. или до-соль, си-фа, ля-ми и т.д.);
  6. двойным и тройным шагом через одну ступень в восходящем движении (до-ми-соль, ре-фа-ля и так от всех ступеней; фа-ля-до-ми, соль-си-ре-фа и т.д.).

2. Такие же упражнения со ступенями звукоряда следует выполнять за фортепиано (или на другом музыкальном инструменте) – находя нужные клавиши, извлекать звук и определять его принятым слоговым наименованием.

3. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводятся в формат графической записи, названия ступеней по-прежнему произносятся вслух. Следует иметь в виду, что теперь работа ведется в рамках действия ключей – например, скрипичного ключа, наиболее распространенного в музыкальной практике. Примеры записей, которые у вас должны получиться:
как выучить ноты        
как запомнить ноты

4. Запомните, что:

как располагаются ноты на нотоносцескрипичный ключ указывает на ноту соль первой октавы, которая записывается на второй линейке нотоносца (основные линейки всегда считаются снизу);

басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, занимающую четвертую линейку нотоносца;

нота «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах располагается на первой добавочной линейке.

Знание этих простых ориентиров также поможет распознаванию нот при чтении.

5. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Ряд – до-ми-соль-си-ре-фа – сыграйте на фортепиано: каждую ноту ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки, и все вместе одновременно, т.е. аккордом (двумя руками). Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми и соль второй.

ноты скрипичного ключа на линейках

6. В басовом ключе на линейках «сидят» следующие ноты: удобнее определять их в нисходящем направлении, начиная с ноты «до» первой октавы – ля, фа, ре малой октавы, си, соль большой. между линейками пишутся ноты: фа, ля большой октавы, до, ми, соль, си малой.

ноты басового ключа на линейках

7. Наконец, важным этапом освоения нотной грамоты является тренировка навыка распознавания нот. Возьмите ноты любого незнакомого вам музыкального сочинения и попытайтесь быстро найти на инструменте все ноты по порядку из тех, что есть на странице. Для самоконтроля можно также скачать и установить на компьютер программу «нотный тренажёр».

Чтобы получить эффективный результат, рекомендуемые упражнения необходимо выполнить один или два раза. Навык свободного чтения нот возрастает с опытом регулярных самостоятельных занятий музыкой – это могут быть игра на музыкальном инструменте, пение по нотам, просмотры партитур, переписка любых нот, запись собственного сочинения.


]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Хоровое сольфеджио Tue, 26 May 2020 19:33:41 +0000
Нотная грамота для начинающих https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/92-notnaya-gramota-dlya-nachinayushchikh.html https://ekklezia.ru/stati/khorovoe-penie/solfedzhio/item/92-notnaya-gramota-dlya-nachinayushchikh.html

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

звукоряд, октавы

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

нотоносец

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

низкие и высокие ноты

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

ноты первой октавы

 

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

длительности нот

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

длительности нот

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

размеры

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

дробление в размерах

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

громкость звуков

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

]]>
admin@ekklezia.ru (Регент) Хоровое сольфеджио Tue, 26 May 2020 19:11:22 +0000